Псалтирь

Сортировать по:

Псалмы были объединены в одну книгу – Псалтирь – в V веке до Рождества Христова. На славянский язык с греческого Псалтирь была переведена равноапостольными братьями Кириллом и Мефодием в середине IX века. Псалтирь была впервые издана по-славянски типографским тиснением с древних рукописей в Кракове в 1491 году.

На Руси Псалтирь была широко распространена, и имела большое значение в жизни каждого человека: она употреблялась и как богослужебная, и как назидательная книга для домашнего чтения, а также была основной учебной книгой.

Псалтирь содержит в себе различные молитвы, обращенные от человека к Богу: покаянные, благодарственные, хвалебные, просительные. Кроме того, помещены в Псалтири поучительные и пророческие псалмы.

В православной традиции именно Псалтирь чаще всего используется при богослужениях с апостольских времен. Полностью Псалтирь прочитывается в течение каждой недели, а в Великий Пост – дважды за одну неделю. Она является источником многих христианских молитв.

Псалтирь состоит из 20 разделов – кафисм; каждая из них в свою очередь делится на три «Славы». Начинается чтения Псалтири с особых молитв, приводимых перед первой кафисмой. Каждую кафисму предваряет молитвословие: «Приидите, поклонимся…» На «Славе» произносится: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды, с поклонами). Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь». По окончании кафисмы читаются молитвы: «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды), Трисвятое по «Отче наш», и особые тропари и молитвы, помещаемые после каждой кафисмы.

В конце Псалтири часто приводится указатель чтения псалмов в различных случаях и при различных нуждах, так что в Псалтири, можно сказать, собраны прошения на все случаи жизни.

Отцы и учители Церкви настоятельно советовали всякому верующему как можно чаще читать псалмы, указывая на важность хранения благочестия и чистоты сердца для того, чтобы от чтения Псалтири была польза душе. Афанасий Великий о значении Псалтири пишет так: «Я думаю, что в словах этой книги измерена и объята вся жизнь человеческая, все состояние души, все движение мысли, так что в человеке нельзя найти ничего более. Нужно ли совершать покаяние и исповедь? Угнетают ли тебя скорбь и искушение? Гонят ли тебя или строят против тебя козни? Уныние ли овладело тобой? Или, видя себя счастливым, а врага униженным, желаешь принести Господу благодарность и хвалу? Все могут найти себе наставление в божественных псалмах».